С утра пораньше мы выдвинулись в пресс-центр, узнать новости и ознакомиться с программой полётов на сегодня. После чего совершили обход статической экспозиции сначала на гидробазе, а потом и в аэропорту Геленджик. Эта часть получилась самой объёмной.
Но и тут всё было не так просто. То ли ещё давали о себе знать отголоски ЧП с Чебурашкой улетевшим на Бе-200, то ли это просто у определённого типа сотрудников проявляется неискоренимая привычка переросшая в психологическую потребность не пущать незнакомых людей куда бы то ни было. Несколько раз такие товарищи устраивали нам допрос, мол, кто мы такие, и кто это нас сюда пустил? Но всё же нам удалось сфотографировать всё, что хотелось.
Вот так выглядела гидробаза ранним утром. Раздолье для фотографа!
Раз уж мы осматриваем экспонаты выставки, о некоторых из них, пожалуй, стоит рассказать несколько подробнее. Не безызвестный уже:
Бериев Бе-103 (RA-01854) ТАНТК Бериева
Бе-103 — лёгкий самолёт-амфибия. Самолет предназначен для использования на линиях малой протяженности в различных районах мира, особенно в прибрежных и островных государствах и в регионах с большим количеством рек и озер, труднодоступных для других видов транспорта. Бе-103 может применяться для перевозки пассажиров, транспортировки малогабаритных грузов и почты, патрулирования, оказания срочной медицинской помощи и т.п. Экипаж — один пилот. В пассажирской кабине могут размещаться пять пассажиров, в санитарном варианте — один пострадавший на носилках и двое сидячих больных с одним сопровождающим.
Бериев Бе-103 (RA-03103) ТАНТК Бериева
Бериев Бе-200ЧС (RF-21512) ТАНТК Бериева
Бе-200 — российский самолёт-амфибия, разработанный ТАНТК им. Г.М. Бериева *. Он является одним из наиболее необычных и многоцелевых самолётов, представленных за последние годы. Модель Бе-200 разработана на основе и с использованием идей, заложенных в её предшественника — амфибию А-40 «Альбатрос». Самолёт способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности. Основными сферами применения являются: пожаротушение, оказание экстренной помощи в районах чрезвычайных бедствий, поиск и спасение на воде, санитарные и грузовые перевозки. Воду самолёт способен набирать на глиссировании *, т.е. практически на ходу.
Предводитель нашей экспедиции знакомится с устройством экраноплана:
Иволга ЭК-12
Экраноплан — это судно на динамической воздушной подушке (ДВП), летящее в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. Основной характерной особенностью судна на ДВП является наличие воздушного крыла. Оно оборудуется специальными элементами так, что образуется куполообразная несущая платформа, известная под названием «Напорное крыло». Динамическая воздушная подушка в напорном крыле возникает за счет поддува, то есть торможения в нем воздушного потока, создаваемого специальным воздухонагнетателем, размещенным перед крылом и являющимся частью двигательно-движетельного комплекса. Избыточное давление в ДВП создает подъемную силу, равную или превышающую вес судна. По мере набора скорости увеличению подъемной силы крыла начинает помогать набегающий воздушный поток, действие эффекта близости опорной поверхности или «экрана» усиливается. При достижении определенной скорости, когда тяга двигателей уравновешивается с сопротивлением, а вес судна с подъемной силой, оно стабилизируется по высоте, дифференту, курсу и скорости.
Иволга летает на высоте 0,3 — 0,8 м, со скоростью до 185 км/ч. Грузоподъемность экраноплана 1,5 тонны, он рассчитан на 2-х пилотов и 14 пассажиров. Бензина АИ-95 хватает на 5 часов работы двух двигателей мощностью по 326 л.с., дальность полёта составляет 1000 км при скорости 180 км/ч. Иволга сама сходит на воду и поднимается на берег.
Первый в России экраноплан гражданского назначения:
Волга-2
В отличии от больших морских экранопланов для управления экранопланом Волга-2 не требуется летной подготовки. У него отсутствует руль высоты. Максимальная скорость — 150 км/час, высота полета 0,5 — 0,8 м. На судне установлены два автомобильных двигателя по 150 л.с., расход топлива — 30 л/час автомобильного бензина АИ-92. Пассажировместимость — 8 человек. Обладая свойством амфибийности, экраноплан может выходить на необорудованный берег с уклоном до 5 градусов для посадки пассажиров и заправки бензином. К великому сожалению, экранопланов в действии мы не увидели. А было бы очень интересно!
Agusta Westland AW-139 (TC-HRK) SetAir
Легкий многоцелевой четырехместный двухмоторный гидросамолет-амфибия:
Авиатех Л-42М (RA-1733G)
СВП * Славир 936 (модель достоверно установить не удалось).
Далее на спец-автобусе мы переместились к аэропорту Гелендждик. Проход к расположившейся здесь статической экспозиции открыт был для всех желающих, так что народу собралось поболе, что несколько осложнило фотосъёмку. Я решительно не одобряю лишние объекты в кадре.
Крупнейший в мире серийный транспортный вертолёт:
Миль Ми-26Т (RA-06259) Роствертол-Авиа
В транспортно-десантном варианте вертолёта могут разместиться 82 десантника, в санитарном — до 60 носилок с ранеными. Для погрузки крупногабаритных грузов в грузовой кабине расположена электролебёдка с тяговым усилием до 500 кг. Также вертолёт способен перевозить грузы на внешней подвеске. Грузоподъёмность — до 20 тонн полезной нагрузки. Вертолёт может быть использован для задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций.
Экипаж у Ми-26 — 5 человек.
Буксировка на исполнительный (или как там это называется у вертолётов? :)):
Махина, на самом деле, зверская, но на фотографиях это не так бросается в глаза. Масса пустого вертолёта 28 200 кг, а диаметр несущего винта 32 метра! Шланг привязанный к вертолёту — это подвесная система для забора и сброса воды — эдакий летающий резиновый бассейн с клапаном. Если присмотреться, на асфальте можно разглядеть его в скомканном виде.
А это я пробираюсь в салон патрульного самолёта немецкого авиастроителя Dornier Flugzeugwerke:
RUAG Do-228NG (D-CNEU) RUAG Aviation
Сфотографировать его снаружи так толком и не удалось ввиду необъяснимого сосредоточения вокруг него посетителей выставки. Зато удалось спокойно заснять интерьер кабины, обстоятельные хозяева пускали посетителей строго по одному в порядке живой очереди.
В темпе вальса Алексею удалось проникнуть в кабину Ми-8, принадлежащему украинской компании Мотор Сич. Но внутри фотографировать по невыясненным причинам не разрешили. Интересно, что там у них за секретное оборудование? Расстроенный таким раскладом дел я в вертолёт не полез.
Средний транспортный вертолёт соосной схемы:
Камов Ка-32А (RA-31090) МЧС
Diamond DA40NG (OE-DTU) Diamond Aircraft
Это не участник авиасалона, борт просто прилетал по своим секретным военным делам.
Туполев Ту-134А-3 (RA-65689) ВВС
Яковлев Як-40К (RA-87974) Летные технологии
Самолёт оказался полностью необитаем, как-то неловко было залезать без спросу в чужую технику, но… любопытство пересилило. Хозяева в лучших традициях вернулись как раз тогда, когда я залез вовнутрь. Но к посетителям никаких карательных мер не применили и даже позволили продолжить фотосъёмку.
Слабость я питаю не только к кабинам, но и к старым советским самолётам, ностальгия наверное. В наших самолётах даже запах какой-то особенный (хотя говорят, что источник этого запаха — обычные чистящие средства). А уж когда объекты моей слабости находятся в одном и том же месте — вот оно счастье! 🙂
Рычаги управления двигателями.
Оверхэд. Немножко отличается от современных, да? 🙂
Ильюшин Ил-114ЛЛ (RA-91003) НПП Радар-ммс
Самолёт разрабатывался как замена устаревшему Ан-24. До 2012 года Ил-114 выпускался серийно на авиационном заводе в Ташкенте. Всего было построено 17 машин. Семь самолётов эксплуатируются в авиакомпании «Ўзбекистон Ҳаво Йўллари».
Данный экземпляр — летающая лаборатория на базе Ил-114, изготовленная в Ташкенте по заказу Санкт-Петербургского Научно-производственного предприятия «Радар-ммс» в 2004 году для испытаний производимого оборудования.
Яковлев Як-18Т (RA-0857G) ГСГА АОН
В планах было успеть вернуться на гидробазу к началу выступления пары Бе-200, однако тактика «вот сейчас взлетит ещё один борт и мы уходим» в 98% случаев приводит к зацикливанию и опаздыванию на всё на свете. Как многие уже догадались, так получилось и в этот раз. Показательный полёт реактивных амфибий мы зацепили самым краем — я только успел вскинуть камеру и сделать пару кадров от бедра, практически не целясь.
Совместные манёвры в акватории бухты.
Финальный выход на гидроспуск:
Бериев Бе-200ЧС (RF-32767) МЧС
В заключении — вид с КДП * на набережную Геленджикской бухты и Маркотхский хребет. Красота! Просто завидую местным климатическим и геологическим условиям. 🙂
Все фото в большем разрешении можно посмотреть тут.