Про воздушные танкеры.

День, на который был назначен марш бросок на авиабазу Дягилево начался рано – в два часа, если можно так сказать, утра, чтобы к семи успеть прибыть на аэродром, где были запланированы тренировочные полёты Ил-78М из состава 203-го отдельного гвардейского авиаполка самолётов-заправщиков. На месте оказались вовремя и, несмотря на то, что солнце так и не выглянуло, а обещанная переменная облачность опять менялась исключительно в диапазоне от плотной до умеренной, мы сразу отправились на небольшую экскурсию по стоянке.

Ильюшин Ил-78М (RF-94277 / 52 синий) D707442


1. Вот они — воздушные танкеры!
Ильюшин Ил-78М (50 синий) ВВС России D707271

2.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D707272

3. Сегодня летали не только заправщики, но и обычные военно-транспортные Ил-76МД.
Ильюшин Ил-76МД (RF-78807) ВВС России D802408

4. Самое интересное, как известно, внутри!
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D707301

5. Вот так выглядит топливная цистерна в грузовом отсеке. Таких цистерн в самолёте установлено две, их общая вместимость — 28 тонн топлива. Сфотографировать её сбоку не представляется возможным, так как она занимает почти всё свободное место, и вдоль бортов остаётся только небольшое пространство, чтобы пройти в хвостовую часть. При использовании крыльевых и фюзеляжных баков воздушный танкер способен отдать до 85 тонн топлива со скоростью 2200 литров в минуту.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D707282

6. А вот та самая хвостовая часть.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D707283

7. В дальнем её конце расположен трап в небольшую кабину оператора дозаправки, о которой ещё пойдёт речь.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D707306

8. Если кто-то не видел Ил-76/78 вблизи, то на следующей фотокарточке хорошо видно, что представляет собой эта кабина снаружи. Правда в данном случае это Ил-76МД, а кабина предназначена не для оператора дозаправки, а для оператора кормовой пушечной установки с двумя пушками ГШ-23Л. Но суть та же. 🙂
Ильюшин Ил-76МД (RF-78790) ВВС России D707326

9. Сразу за входным люком в самолёт находится лестница на «верхнюю палубу».
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D707293

10. Вид сверху вниз.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D707292

11. Перед поднявшимся по крутым ступенькам открывается незабываемый вид на кабину.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D707286

12. От изобилия приборов и органов управления глаза разбегаются в разные стороны как ноги на льду.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D707288

13. Апартаменты штурмана производят не меньшее впечатление.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D707295

14.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D707298

15.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D707300

16. Апартаменты снаружи.
Ильюшин Ил-76МД (RF-78807) ВВС России D802432

17. После экскурсии побывали на предполётном брифинге. Гвоздём сегодняшней программы должна была стать дозаправка в воздухе двух стратегических бомбардировщиков Ту-95, соответственно самым правильным ходом было бы оказаться в кабине оператора дозаправки. Но тут в ход событий вмешались непредвиденные обстоятельства в виде делегаций от телеканалов «Номер один» и «Звезда». Именно их операторы и окопались в вожделенных кабинах. Кабины, эти довольно малогабаритные, а меняться местами в полёте не позволяли особенности конструкции Ил-78М. Дело в том, что его грузовой отсек не герметичный и не отапливаемый, что в условиях полёта на больших высотах сильно снижает его комфортность. Можно даже сказать – катастрофически снижает. То есть перебежать из кабины экипажа к оператору дозаправки во время выполнения полёта нельзя. По ходу переговоров нам в коалиции с дружественными фотографами удалось посадить несколько человек в кабины экипажей двух заправщиков (те, что спереди), а все остальные отправились в небольшой полёт с третьим бортом. Он никого не дозаправлял, но, тем не менее, и это турне оказалось крайне интересным.
e_D707313

18. После брифинга снова вернулись на стоянку.
Ильюшин Ил-76МД (RF-78776) ВВС России D802416

19. Различных модификаций Ил-76 нафотографировался от души!
Ильюшин Ил-76МД (RF-78790) ВВС России D802419

20. Подготовка заправщиков к вылету.
e_D802438

21. Самолёты один за другим поднимаются в воздух.
Ильюшин Ил-76М (RF-86875) ВВС России D802448

22.
e_D802450

23. Пока ждали погрузки на свой борт, успели снять взлёт Ту-22М-3М.
Туполев Ту-22М-3М (RF-94145 / 37 красный) ВВС России D802456

24. Зрелище впечатляющее! Синее пламя из сопел, и сокрушительный грохот такой мощи, что окажись мы сразу после его взлёта на приёме у отоларинголога, нам бы наверняка незамедлительно присвоили вторую группу инвалидности по слуху! В общем — понравилось.
Туполев Ту-22М-3М (RF-94145 / 37 красный) ВВС России D802459

25. Снять вылет заправщиков с ВПП не получилось, так как в это время на земле никого не осталось. Мы уже на предварительном.
Ильюшин Ил-78М (RF-94283 / 80 синий) ВВС России D707332

26. Взлетает могучий грузовик стремительно! С высоты кабины казалось, что разгоняется он достаточно неторопливо, но тянущая назад инерция, и висящие под углом сорок пять градусов занавески у входа в кабину говорили об обратном. Вскоре мы уже вынырнули из облаков на яркое солнце – самый жизнерадостный момент во время полёта в пасмурную погоду!
Ильюшин Ил-78М (RF-94283 / 80 синий) ВВС России D707347

27. К сожалению, во время полёта в кабине со вспышкой фотографировать не разрешили, поэтому передать все прелести белоснежных облаков за стёклами затенённой кабины не позволил динамический диапазон матрицы.
Ильюшин Ил-78М (RF-94283 / 80 синий) ВВС России D707372

28. Вид из кабины штурмана открывается необычный и непривычный. К слову, работа штурмана на неискушённый взгляд показалась самой тяжёлой — он каждую секунду сверялся с приборами, что-то измерял, подсчитывал и нажимал на сотни кнопок. Прямо маэстро за клавиатурой огромного кафедрального органа!
Ильюшин Ил-78М (RF-94283 / 80 синий) ВВС России D707379

29. Путешествуя взад-назад по кабине во время нашего недолго полёта, всё время опасался задеть что-нибудь важное. По сравнению с гражданской, военно-транспортная авиация отличается некоторой аскетичностью внутреннего убранства. Однако всё обошлось, самолёт сделан крепко! А выглядит это убранство примерно так.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D707299

30. Подлетаем.
Ильюшин Ил-78М (RF-94283 / 80 синий) ВВС России D707391

31. Приземлились мы очень мягко. Я было уже уперся и схватился за всё, что только можно, в ожидании включения реверса, но и он отработал столь плавно, что торможение ощущалось не сильнее, чем в рейсовом автобусе перед остановкой.
Ильюшин Ил-78М (RF-94283 / 80 синий) ВВС России D707396

32. Десантировав нас на стоянке, наш борт отправился тренироваться дальше, а мы отправились снимать у ВПП.
Ильюшин Ил-78М (RF-94283 / 80 синий) ВВС России D707408

33. Умчался наш заправщик.
Ильюшин Ил-78М (RF-94283 / 80 синий) ВВС России D802528

34.
Ильюшин Ил-78М (RF-94283 / 80 синий) ВВС России D802532

35. Уход на второй круг.
Ильюшин Ил-78М (RF-94283 / 80 синий) ВВС России D802599

36. И снова заход на посадку.
Ильюшин Ил-78М (RF-94283 / 80 синий) ВВС России D802503

37. Теперь уже с приземлением.
Ильюшин Ил-78М (RF-94283 / 80 синий) ВВС России D802618

38. Вместе с 80-м синим тренировался именной Ил-76М, многажды радуя нас взлётами и посадками.
Ильюшин Ил-76М (RA-86875) ВВС России D802605

39.
Ильюшин Ил-76М (RA-86875) ВВС России D802472

40.
Ильюшин Ил-76М (RA-86875) ВВС России D802542a

41. «Красносельский» заруливает на стоянку.
Ильюшин Ил-76М (RA-86875) ВВС России D802636

42 Вернулся на базу Ту-22М-3М.
Туполев Ту-22М-3М (RF-94145 / 37 красный) ВВС России D802589

43. А это развозивший нас по лётному полю самобытный транспорт. 🙂
e_D707423

44. Возвращаются улетевшие ранее Ил-76.
Ильюшин Ил-76МД (RA-78809) D802638

45.
Ильюшин Ил-76МД (RA-78809) ВВС России D802643a

46.
Ильюшин Ил-76МД (RA-78807) ВВС России D707426

47. Мы уже ожидали прибытия заправщиков с нашими коллегами на борту, когда неожиданно прилетел самолёт дальнего радиолокационного обнаружения — Бериев А-50.
Бериев А-50 (RF-50601 / 50 красный) ВВС России D802649

48.
Бериев А-50 (RF-50601 / 50 красный) ВВС России D802657

49. Ещё одно дополнение к разнообразию трафика — Ан-26.
Антонов Ан-26 (RF-36070 / 17 синий) ВВС России D802667

50. А вот и они.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D802681

51. Раз. 32 синий.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D802690

52. И два. 52 синий.
Ильюшин Ил-78М (RF-94277 / 52 синий) ВВС России D802702

53.
Ильюшин Ил-78М (RF-94277 / 52 синий) D802711

54. Руление к месту стоянки.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D802715

55.
Ильюшин Ил-78М (RF-94270 / 32 синий) ВВС России D802718a

56.
e_D802724

57.
Ильюшин Ил-78М (RF-94277 / 52 синий) D802733

На этом наше пребывание на авиабазе Дягилево подошло к своему логическому завершению. И хотя учебно-тренировочные полёты ещё продолжались, а из-за края туч стало робко выглядывать мягкое вечернее солнце, регламент уже требовал очистить от посторонних территорию аэродрома.

Большое спасибо пресс-службе ВВС и всем причастным к организации мероприятия! Вылазка прошла плодотворно и крайне интересно, впрочем, как и всегда.

Все фото в большем разрешении лежат тут.

► В начало заметки

PS: Теперь позвольте пару слов без протокола. (с)

Первое, как говорится, не могу не рассказать — расскажу!
По отзывам камрадов, летавших с представителями от телевидения, некоторые из оных представителей во время путешествия явили чудеса беспардонности! При этом лишь они одни из гостей брюзжали — то им это неинтересно, то другое не нравится. Один даже догадался спросить у экипажа, когда будут подавать чай. Ну а пройти по головам и, как ни в чём не бывало, встать прямо перед объективом фотокамеры, для них абсолютно в порядке вещей. Что характерно, подобные манёвры совершались с таким важным выражением лица, что можно было подумать, будто носитель лица страдает запором. Ну а когда этим профессионалам всё окончательно надоело, они просто устроились спать до окончания полёта. Прекрасные люди работают на телевидении! Оказаться с такими гражданами в сильно ограниченном пространстве хуже, чем с неорганизованной толпой.

Второе лирическое отступление про несчастный случай, которого подсознательно боялся всегда.

Вестимо где-то во время беготни взад-назад в недрах заправщика на моей разгрузке ослабла гайка, которая прикручивается к фотокамере. Едва мы вышли из самолёта, как аппарат с треском ухнул оземь. Все обернулись на характерный звук — немая сцена. При взгляде на отлетевшие от камеры части со мной сделались корчи, и я тоже едва не ухнул вслед за камерой. Однако при ближайшем рассмотрении, кроме поражения внешнего вида, среди потерь оказался только разбитый защитный экран для дисплея (он-то и отлетел) и внешняя вспышка, которая перестала сверкать, но зато стала чем-то греметь внутре. Вот примерно так выглядел аппарат после автономного полёта (трещины на стекле переотразились откуда только возможно, поэтому появился эффект раздвоенности):
d700 D802745

Хорошо, что был одет экран, иначе, очень вероятно, дисплею пришёл бы конец. Вспышку удалось отремонтировать силами сервис центра Fotoblick. Там сказали, что во вспышке отвалился саморез и произвёл короткое замыкание на материнской плате (или как там она у вспышек называется?). Врут поди. Тем более, что всё кроме сверкания во вспышке работало. Но починили в тот же день, плюс диагностика там бесплатная. Денег взяли в пределах разумного — 2500 руб., так что в целом остался доволен, что легко отделался.

► В начало заметки


Comments are closed.