День, на который был назначен марш бросок на авиабазу Дягилево начался рано – в два часа, если можно так сказать, утра, чтобы к семи успеть прибыть на аэродром, где были запланированы тренировочные полёты Ил-78М из состава 203-го отдельного гвардейского авиаполка самолётов-заправщиков. На месте оказались вовремя и, несмотря на то, что солнце так и не выглянуло, а обещанная переменная облачность опять менялась исключительно в диапазоне от плотной до умеренной, мы сразу отправились на небольшую экскурсию по стоянке.
1. Вот они — воздушные танкеры!
3. Сегодня летали не только заправщики, но и обычные военно-транспортные Ил-76МД.
4. Самое интересное, как известно, внутри!
5. Вот так выглядит топливная цистерна в грузовом отсеке. Таких цистерн в самолёте установлено две, их общая вместимость — 28 тонн топлива. Сфотографировать её сбоку не представляется возможным, так как она занимает почти всё свободное место, и вдоль бортов остаётся только небольшое пространство, чтобы пройти в хвостовую часть. При использовании крыльевых и фюзеляжных баков воздушный танкер способен отдать до 85 тонн топлива со скоростью 2200 литров в минуту.
6. А вот та самая хвостовая часть.
7. В дальнем её конце расположен трап в небольшую кабину оператора дозаправки, о которой ещё пойдёт речь.
8. Если кто-то не видел Ил-76/78 вблизи, то на следующей фотокарточке хорошо видно, что представляет собой эта кабина снаружи. Правда в данном случае это Ил-76МД, а кабина предназначена не для оператора дозаправки, а для оператора кормовой пушечной установки с двумя пушками ГШ-23Л. Но суть та же. 🙂
9. Сразу за входным люком в самолёт находится лестница на «верхнюю палубу».
11. Перед поднявшимся по крутым ступенькам открывается незабываемый вид на кабину.
12. От изобилия приборов и органов управления глаза разбегаются в разные стороны как ноги на льду.
13. Апартаменты штурмана производят не меньшее впечатление.
17. После экскурсии побывали на предполётном брифинге. Гвоздём сегодняшней программы должна была стать дозаправка в воздухе двух стратегических бомбардировщиков Ту-95, соответственно самым правильным ходом было бы оказаться в кабине оператора дозаправки. Но тут в ход событий вмешались непредвиденные обстоятельства в виде делегаций от телеканалов «Номер один» и «Звезда». Именно их операторы и окопались в вожделенных кабинах. Кабины, эти довольно малогабаритные, а меняться местами в полёте не позволяли особенности конструкции Ил-78М. Дело в том, что его грузовой отсек не герметичный и не отапливаемый, что в условиях полёта на больших высотах сильно снижает его комфортность. Можно даже сказать – катастрофически снижает. То есть перебежать из кабины экипажа к оператору дозаправки во время выполнения полёта нельзя. По ходу переговоров нам в коалиции с дружественными фотографами удалось посадить несколько человек в кабины экипажей двух заправщиков (те, что спереди), а все остальные отправились в небольшой полёт с третьим бортом. Он никого не дозаправлял, но, тем не менее, и это турне оказалось крайне интересным.
18. После брифинга снова вернулись на стоянку.
19. Различных модификаций Ил-76 нафотографировался от души!
20. Подготовка заправщиков к вылету.
21. Самолёты один за другим поднимаются в воздух.
23. Пока ждали погрузки на свой борт, успели снять взлёт Ту-22М-3М.
24. Зрелище впечатляющее! Синее пламя из сопел, и сокрушительный грохот такой мощи, что окажись мы сразу после его взлёта на приёме у отоларинголога, нам бы наверняка незамедлительно присвоили вторую группу инвалидности по слуху! В общем — понравилось.
25. Снять вылет заправщиков с ВПП не получилось, так как в это время на земле никого не осталось. Мы уже на предварительном.
26. Взлетает могучий грузовик стремительно! С высоты кабины казалось, что разгоняется он достаточно неторопливо, но тянущая назад инерция, и висящие под углом сорок пять градусов занавески у входа в кабину говорили об обратном. Вскоре мы уже вынырнули из облаков на яркое солнце – самый жизнерадостный момент во время полёта в пасмурную погоду!
27. К сожалению, во время полёта в кабине со вспышкой фотографировать не разрешили, поэтому передать все прелести белоснежных облаков за стёклами затенённой кабины не позволил динамический диапазон матрицы.
28. Вид из кабины штурмана открывается необычный и непривычный. К слову, работа штурмана на неискушённый взгляд показалась самой тяжёлой — он каждую секунду сверялся с приборами, что-то измерял, подсчитывал и нажимал на сотни кнопок. Прямо маэстро за клавиатурой огромного кафедрального органа!
29. Путешествуя взад-назад по кабине во время нашего недолго полёта, всё время опасался задеть что-нибудь важное. По сравнению с гражданской, военно-транспортная авиация отличается некоторой аскетичностью внутреннего убранства. Однако всё обошлось, самолёт сделан крепко! А выглядит это убранство примерно так.
31. Приземлились мы очень мягко. Я было уже уперся и схватился за всё, что только можно, в ожидании включения реверса, но и он отработал столь плавно, что торможение ощущалось не сильнее, чем в рейсовом автобусе перед остановкой.
32. Десантировав нас на стоянке, наш борт отправился тренироваться дальше, а мы отправились снимать у ВПП.
37. Теперь уже с приземлением.
38. Вместе с 80-м синим тренировался именной Ил-76М, многажды радуя нас взлётами и посадками.
41. «Красносельский» заруливает на стоянку.
42 Вернулся на базу Ту-22М-3М.
43. А это развозивший нас по лётному полю самобытный транспорт. 🙂
44. Возвращаются улетевшие ранее Ил-76.
47. Мы уже ожидали прибытия заправщиков с нашими коллегами на борту, когда неожиданно прилетел самолёт дальнего радиолокационного обнаружения — Бериев А-50.
49. Ещё одно дополнение к разнообразию трафика — Ан-26.
На этом наше пребывание на авиабазе Дягилево подошло к своему логическому завершению. И хотя учебно-тренировочные полёты ещё продолжались, а из-за края туч стало робко выглядывать мягкое вечернее солнце, регламент уже требовал очистить от посторонних территорию аэродрома.
Большое спасибо пресс-службе ВВС и всем причастным к организации мероприятия! Вылазка прошла плодотворно и крайне интересно, впрочем, как и всегда.
Все фото в большем разрешении лежат тут.
—
PS: Теперь позвольте пару слов без протокола. (с)
Первое, как говорится, не могу не рассказать — расскажу!
По отзывам камрадов, летавших с представителями от телевидения, некоторые из оных представителей во время путешествия явили чудеса беспардонности! При этом лишь они одни из гостей брюзжали — то им это неинтересно, то другое не нравится. Один даже догадался спросить у экипажа, когда будут подавать чай. Ну а пройти по головам и, как ни в чём не бывало, встать прямо перед объективом фотокамеры, для них абсолютно в порядке вещей. Что характерно, подобные манёвры совершались с таким важным выражением лица, что можно было подумать, будто носитель лица страдает запором. Ну а когда этим профессионалам всё окончательно надоело, они просто устроились спать до окончания полёта. Прекрасные люди работают на телевидении! Оказаться с такими гражданами в сильно ограниченном пространстве хуже, чем с неорганизованной толпой.
—
Второе лирическое отступление про несчастный случай, которого подсознательно боялся всегда.
Вестимо где-то во время беготни взад-назад в недрах заправщика на моей разгрузке ослабла гайка, которая прикручивается к фотокамере. Едва мы вышли из самолёта, как аппарат с треском ухнул оземь. Все обернулись на характерный звук — немая сцена. При взгляде на отлетевшие от камеры части со мной сделались корчи, и я тоже едва не ухнул вслед за камерой. Однако при ближайшем рассмотрении, кроме поражения внешнего вида, среди потерь оказался только разбитый защитный экран для дисплея (он-то и отлетел) и внешняя вспышка, которая перестала сверкать, но зато стала чем-то греметь внутре. Вот примерно так выглядел аппарат после автономного полёта (трещины на стекле переотразились откуда только возможно, поэтому появился эффект раздвоенности):
Хорошо, что был одет экран, иначе, очень вероятно, дисплею пришёл бы конец. Вспышку удалось отремонтировать силами сервис центра Fotoblick. Там сказали, что во вспышке отвалился саморез и произвёл короткое замыкание на материнской плате (или как там она у вспышек называется?). Врут поди. Тем более, что всё кроме сверкания во вспышке работало. Но починили в тот же день, плюс диагностика там бесплатная. Денег взяли в пределах разумного — 2500 руб., так что в целом остался доволен, что легко отделался.