Про Домодедовский центр обслуживания воздушного движения.

Ни для кого не секрет, что на протяжении всего полёта экипажам самолётов помогают диспетчеры управления воздушным движением. Но, несмотря на то, что сопровождение начинается ещё до запуска двигателей перед рулением и взлётом и заканчивается только после посадки и заруливания на стоянку, для пассажиров их работа остаётся за кадром.

e_D708717

И, как это часто случается, там за кадром — всё самое интересное!


1. Познакомиться с работой диспетчеров управления воздушным движением нам удалось при содействии аэропорта Домодедово и Московского Центра Автоматизированного Управления Воздушным Движением (МЦ АУВД), которые предоставили уникальную возможность побывать на вышке в командно-диспетчерском пункте.
e_D708708

2. На земле, после того, как самолёт подготовлен к полёту, экипаж воздушного судна должен получить от диспетчера аэродромного диспетчерского пункта разрешение на этот полёт. Затем за несколько минут до вылета экипаж запрашивает у диспетчера руления разрешение на запуск двигателей и после получения такового начинает подготовку к взлёту.
Airbus A319-112 (VP-BTF) Уральские Авиалинии D708681

3. Диспетчер руления также сообщает маршрут движения к взлётно-посадочной полосе (ВПП) и разрешает занятие предварительного старта – места на рулёжной дорожке непосредственно перед полосой.
Boeing 777-212/ER (EI-UNR) Трансаэро D804706

4. После доклада экипажа о занятии предварительного старта диспетчер руления передаёт воздушное судно под управление диспетчера старта, который разрешает занятие исполнительного старта, то есть выруливание непосредственно на ВПП и выравнивание по её осевой линии, сообщает условия для взлёта и после доклада экипажа о готовности разрешает взлёт. После взлёта самолёт переходит под контроль Московского аэроузлового диспетчерского центра (МАДЦ). Его последовательно обслуживают диспетчеры: круга и нижнего подхода, которые могут вносить коррективы в установленную процедуру выхода на воздушную трассу; затем верхнего подхода, контролирующие воздушное судно до занятия им предписанного эшелона и выхода из Московской воздушной зоны (МВЗ), и, наконец, диспетчеры Районного Диспетчерского Центра (РДЦ), которые обслуживают самолёт на эшелоне.
D804666

5. Сегодня речь пойдёт именно о работе диспетчеров старта, в чью зону ответственности входит воздушное пространство, включающее в себя секторы набора высоты после взлета и заключительного этапа захода на посадку, а также площадь маневрирования (взлётно-посадочная полоса и рулёжные дорожки). Вход на вышку закрывает могучая дверь, поднимаемся сначала на лифте, а потом пешком по винтовой лестнице, и перед нами открывается шикарный вид на лётное поле.
D708675

6.
D708602

7.
D708651

8. Домодедовский центр Организации Воздушного Движения (ОВД) является структурным подразделением МЦ АУВД. На сегодняшний день в аэропорту Домодедово функционируют две параллельные ВПП с курсами 14Л/32П и 14П/32Л, на всех четырёх направлениях работает Курсо-Глиссадная Система (КГС), позволяющая самолётам, имеющим на борту соответствующее оборудование, максимально автоматизировать процесс посадки и обеспечивать безопасность полетов при метеоминимуме III-А категории ИКАО (при вертикальной видимости до 15 метров и горизонтальной видимости до 200 метров).
D708647

9. Одновременно, как правило, работают только два курса, которые в основном определяются направлением ветра. Но приоритетным считается курс 32, т.к. при заходе на посадку на ВПП 32Л и 32П проще создавать интервал между воздушными судами, тогда как при посадке на 14-е полосы пространство для манёвра ограничивает Москва (полёты над которой ниже 8000 метров запрещены), а также Внуково и Раменское.
D708604

10. Для эффективной работы двух существующих полос предстоит ввести в строй ещё один локатор, который уже построен на территории аэропорта, но ещё не сопряжён с существующей системой управления воздушным движением ТЕРКАС (TERCAS — Terminal and En-Route Control Automated System). Три радиолокатора: по одному в Домодедово, во Внуково и в Шереметьево – обеспечивают полное покрытие МВЗ, новый локатор позволит значительно улучшить работу действующих систем и перекрывать диапазон от земли до высоты 500 метров на максимально точном из возможных уровней.
D708611

11. Существуют планы строительства третьей ВПП, под будущее строительство уже зарезервирована территория площадью 9550 Га. Также в связи с расширением и увеличением количества полос планируется строительство новой диспетчерской вышки высотой до 100 метров.
D708605

12. Высота имеющейся вышки составляет 42 метра, с неё просматривается практически вся территория аэропорта. Обзор тех участков ВПП, которые закрыты сооружениями, обеспечивается с помощью видеокамер.
D708597

13. В спокойной рабочей атмосфере, царящей в процедурном зале УВД, трудно поверить, что люди за пультами — представители одной из самых напряжённых и ответственных профессий!
D708680

14. В настоящий момент расписание аэропорта составлено таким образом, что с 7 до 23 часов каждый час совершается не менее 40 взлётно-посадочных операций, чтобы как можно более равномерно распределить нагрузку по времени. В течение ближайшего года с введением новой структуры воздушного пространства в МВЗ в условиях работы обеих полос аэропорт Домодедово будет способен обеспечить пропускную способность до 90 взлётно-посадочных операций в час. В 2013 году пиковая нагрузка составляла 59 операций в час.
Airbus A319-112 (EI-ETN) Россия D804759

15. В целом, пропускная способность аэропорта даже выше, чем может обеспечить подход. Связано это ещё и с тем, что раньше распределение рейсов между аэропортами МВЗ определялось в основном с учётом географического принципа: Шереметьево обслуживало северное и северо-западное направления и все международные рейсы, Внуково – южное и юго-восточное направления, Домодедово – восточное. В настоящее же время в условиях конкуренции между аэропортами географический принцип распределения потоков воздушных судов больше не является ключевым, что наряду с запретом на полёты над Москвой увеличивает нагрузку на МВЗ.
Airbus A319-114 (VP-BHL) S7 D708645

16. Начальник службы движения Домодедовского центра ОВД Виктор Александрович Ситников продемонстрировал наглядную схему, глядя на которую можно оценить степень упорядоченности воздушного движения. Для сравнения на левой схеме зелёными и красными полосами обозначены суточные траектории взлётов и посадок самолётов в лондонском аэропорту Хитроу, а на схеме справа голубым цветом окрашены области пролёта воздушными судами Московской воздушной зоны.
D708623

17. У диспетчеров Домодедовского центра ОВД 6 смен по 10 человек в каждой: руководитель полётов, старший диспетчер и 8 диспетчеров (это списочный состав, по факту одновременно работает 6-7 человек). Режим работы диспетчера не должен превышать 36 часов в неделю. На смену диспетчеры выходят по графику: день, утро, ночь. При выходе на смену проводится 15 минутный инструктаж, ещё 15 минут уходит на приём/сдачу дежурства. После двух часов работы положен 20 минутный перерыв, а при высокой интенсивности близкой к пропускной способности аэропорта 10 минутный перерыв после каждого часа работы. После ночного дежурства предоставляется 3 выходных дня. Отпуск составляет 28 основных дней и 39 дополнительных за вредные условия труда, итого 67 дней. Каждый диспетчер раз в два года проходит медицинскую комиссию, а каждые три года обязан получать сертификат на владение английским языком по IV категории ИКАО. На пенсию диспетчеры выходят в 50 лет.
e_D708707a

18. В той смене, за работой которой мы наблюдали, полосу 14Л контролировал один диспетчер, а соседнюю 14П – два. В это время на торце полосы 14Л велись плановые работы, и посадка на неё не производилась, соответственно и нагрузка была меньше. Тогда как полоса 14П работала и на взлёт, и на посадку, и её обслуживали: диспетчер управления (работает непосредственно с экипажами воздушных судов – ведёт радиообмен) и диспетчер обеспечения (управляет движением транспорта, обеспечивает взаимодействие с другими службами, ведёт журнал взлётов/посадок и помогает управлению, включая работу со светосигнальным оборудованием ВПП). Распределением сотрудников занимается старший диспетчер, руководствуясь текущей обстановкой.
D804735

19. Дежурный инженер электрослужбы периодически проверяет светосигнальное оборудование. Огни ВПП регулируются диспетчером вручную в зависимости от метеорологической видимости. На метеодисплее отображается видимость в трёх точках: в начале, в середине и в конце полосы. Интенсивность освещения выбирается по минимальной метеорологической видимости. Если видимость хотя бы в одной из точек менее 600 метров, диспетчер сообщает экипажу её значения во всех трёх точках. Если видимость лежит в диапазоне от 600 до 2000 метров – сообщается только одно значение (в зоне приземления). Если же видимость составляет более 2000 метров – её значение не сообщают вообще. Всю метеорологическую информацию, видимость в том числе, экипажи получают от автоматического информатора (ATIS — Automatic Terminal Information Service). По запросу экипажа воздушного судна интенсивность свечения огней ВПП может быть изменена.
D708593

20. В целом с течением времени работа диспетчера, пройдя стадию управления самолётами, трансформировалась в обслуживание. В наши дни основной задачей диспетчеров управления воздушным движением является обеспечение экипажей аэронавигационной и метеорологической информацией, а также предотвращение опасных сближений. Для выдерживания безопасного интервала применяется метод векторения (в большей степени при заходе на посадку). Векторение осуществляется либо курсами, либо скоростями и заканчивается до выхода на предпосадочную прямую.
Embraer 190-200IGW (VQ-BRY) Саратовские Авиалинии D804656

21. При угрозе сокращения безопасного интервала на предпосадочной прямой диспетчер может дать воздушному судну команду об уходе на второй круг. Безопасным считается интервал в 5, а за тяжёлым самолётом (более 136 тонн) в 10 километров. Второй возможной причиной команды об уходе на второй круг может стать наличие препятствий на ВПП. Во всех остальных случаях решение об уходе на второй круг принимает командир воздушного судна.
Airbus A319-111 (EI-ETO) Россия D804653

22. С балкона вышки центральная часть перрона видна как на ладони.
Airbus A320-232 (A7-AHR) Qatar D804692

23.
e_D708725

24. Говорят, что человек бесконечно способен смотреть на огонь и на воду, а вот авиа фотограф ещё и на самолёты и непрерывное движение связанное с их обслуживанием.
Airbus A319-111 (EI-ETP) Россия D804652

25.
Boeing 747-446 (EI-XLI) Трансаэро D804789

26.
Яковлев Як-42Д (RA-42384) Ижавиа D804710

27.
Airbus A320-214 (HB-IJJ) Swiss D804663

28.
Airbus A321-211 (VQ-BDA) Уральские Авиалинии D804679

29.
Boeing 737-31S (EW-366PA) Belavia D804697

30.
Embraer 190-200IGW (VQ-BRX) Саратовские Авиалинии D804729

31.
Туполев Ту-204-100 (RA-64020) Red Wings D804733

32.
Airbus A320-214 (VP-BCP) S7 D804751

33.
Сухой SSJ-100-95B Superjet 100 (RA-95021) Московия D804746

34.
e_D804784

35.
Airbus A320-214 (G-EZTA) EasyJet D708729

36. Смеркалось.
e_D708712

37.
e_D708704c

38.
e_D804811

39.
e_D708736a

40. На дежурство заступила ночная смена.
e_D708763

41.
e_D708743

42. Ночной аэропорт, пожалуй, приковал бы наше внимание до самого утра, но лимит времени на экскурсию был уже почти исчерпан.
e_D708755

43.
e_D708752

44.
Boeing 737-524 (VP-BYJ) Трансаэро D804818

45.
Airbus A320-214 (VP-BCP) S7 D804820

46.
Airbus A321-231 (G-MEDN) British Airways D804824

47.
Boeing 737-524 (VP-BXZ) ЮТэйр D804826

48.
Airbus A320-211 (ER-AXV) Air Moldova D804828

49.
Boeing 767-33P/ER (VP-BUF) Uzbekistan D804831

50.
e_D708768

Благодарим пресс-центр Московского центра АУВД и пресс-службу аэропорта Домодедово за организацию этого мероприятия и содействие в проведение фотосъёмки.
Отдельное спасибо начальнику службы движения Виктору Александровичу Ситникову и всему коллективу Домодедовского центра ОВД.

PS: Армен, спасибо за решение всех технических вопросов и помощь в создании заметки!

Все фото в большем разрешении лежат тут.

► В начало заметки



Comments are closed.