Геленджик. Маркотхский хребет.

Гидроавиасалон 2012 подошел к своему логическому завершению, но у нас ещё оставалось время до отбытия на родину, которое мы решили употребить для похода на вершину Маркотхского хребта. Через это в заметке самолётов почти не будет.

DSC_4778


Поскольку лезть даже в такие невысокие горы без какой-либо разведки и подготовки было нецелесообразно, мы остановили свой выбор на одной из двух канатных дорог, что за умеренно недорогие цены готовы были значительно упростить наше восхождение. Стартовали с берега бухты, виднеющиеся за ней горы — это и есть цель нашей вылазки (кстати, предыдущее фото — вид в обратную сторону :)).
DSC_4727

Летними вечерами в окрестностях моего дома, когда дневная жара спадает, раскалённый за день асфальт остывает, а вечерние ароматы ещё сопротивляющихся наступлению цивилизации уголков природы наоборот усиливаются, проезжая по мосту, можно ощутить запах воды, который приносит в окна дующий с реки ветер. Этот запах всегда напоминал мне о море и вызывал ассоциации с каменистыми пляжами, с разноцветными мокрыми камнями и крабами. Но больше не будет. Наверное я слишком давно нигде не был и просто забыл — море пахнет совсем не так. Сейчас, стоя возле самой кромки воды на берегу Геленджикской бухты, я вдыхал тёплый солёный воздух и удивлялся — как можно было перепутать его запах с чем-то ещё? Особенно с запахом тины и рыбы, что витает над речными затонами.

Дорога в горы красивая — с одной стороны море, с другой, соответственно, горы. Кругом желтоватые в вечернем свете сосны и ещё какие-то низкорослые тоненькие деревья. Очень часто попадаются выходы слоистой горной породы, торчащие из земли словно каменные торосы, образованные столкнувшимися скалами. Как это выглядит, я позже продемонстрирую.
DSC_4803

Подходы к канатной дороге облагорожены, всё ухожено, чисто и снабжено бессчётным количеством разнокалиберных точек общественного питания.
DSC_4798

Уплатив по 500 рублей, мы направились на посадочную площадку. Тут нас (и в особенности такого любителя высоты как я) ждал сюрприз — кабинки оказались открытыми. А высота хребта хоть и не слишком выдающаяся, всего 760 метров (высота смотровой площадки 600 метров), но всё-таки приличная. Для сравнения, например, смотровая площадка останкинской телебашни находится на высоте 340 метров, что в два раза ниже. Спрашивать, мол: А чего ты ожидал? — бесполезно. Я ничего не ожидал, просто не задумывался о таких технических деталях. Ранее канатную дорогу я посещал лишь единожды, но было это столь же давно, сколь и далеко от Чёрного моря. Что хорошо запомнилось из той экскурсии, так это то, что вагончики… или как эти устройства правильно называются? Уж, во всяком случае, то, что сейчас должно было вознести нас в горы, на вагончик никак не тянуло. В общем на той канатной дороге вагончики были несколько больше и походили на небольшие закрытые кабинки. По правде говоря, наверное, я всё-таки кое-чего ожидал — ожидал, что канатной дороги будет, как бы это сказать… несколько больше. А то, что здесь заменяло вагончик, больше походило на прицепленную к канату скамейку. Но поворачивать назад было никак нельзя. Технология посадки была такой: сначала нужно было встать на специальные отметки на асфальте лицом по ходу движения скамеек, потом очередная подъезжающая скамейка била тебя сзади под коленки, и ты оказывался в её объятиях, после чего оставалось только опустить страховочную железяку и наслаждаться поездкой. Манёвр выполнили без затруднений.
DSC_4736

Горы местами выглядят полого, а местам вздымаются из земли чуть ли не отвесно.
DSC_4737

Почти у самой вершины хребта красуется здоровенная вывеска «МЕГАФОН», что немало портит аутентичность и самобытность горного пейзажа.
DSC_4742

Перед въездом на верхнюю площадку установлен фотоаппарат, который фотографирует счастливых туристов. Фотографирует, что удивительно, бесплатно. А фотокарточки по прибытии можно получить в будке за углом, что характерно, уже за 500 рублей. 🙂 Так как мы сами фотографы почти что с мировым именем, навязчивым сервисом пользоваться не стали. И, как оказалось, не зря. Уже дома мне удалось ознакомиться с фотографиями побывавших там камрадов, которые оказались более щедрыми чем мы, фото — мутное барахло. Участок Маркотхского хребта, куда приводит канатная дорога, мастерски приспособлен для отъёма денег у туристов. Кругом натыканы харчевни, забегаловки и ларьки с сувенирами. Можно сфотографироваться с чучелами зверей и папуасом в боевой раскраске племени Ямагопа, причём папуас не чучело, а живой, и даже что-то кричит по-ямагопски, видимо заманивает жадных до всего незнакомого туристов. Имеются незамысловатые аттракционы. У меня возникла было мысль прокатиться на чёртовом колесе, но поразмыслив, я решил, что лишние десять-пятнадцать метров не прибавят окружающей действительность никаких небывалых красот, и мысль эту отринул.

Что было действительно интересно, так это открывшийся сверху вид на Геленджикскую бухту. Бухта имеет удивительно аккуратную круглую форму, не иначе, в незапамятные времена сюда совершил аварийную посадку средних размеров метеварит!
DSC_4745

Решив не утруждаться сопротивлением напору рекламы, мы направились прочь от увеселительных заведений на запад по вершине хребта.
DSC_4748

Первая встреченная достопримечательность — та самая характерная слоистая скала.
DSC_4752

Подобные природные явления встречаются по всему Геленджику, что здорово отразилось на целостности подошв моих кроссовок. 🙂
DSC_4749

DSC_4751

Пройдя ещё чуть-чуть вперёд, мы наткнулись на конюшни под открытым небом. В конюшнях проживали низкорослые лошадки, а проход дальше оказался намертво заблокирован продуктами их метаболизма. То есть, выражаясь поэтическом языком повседневности — пройти дальше не измазавшись по колено в лошадином дерьме можно было только спустившись с плоской вершины на обрывистые каменистые склоны. Наверное это такой умелый маркетинговый ход, чтобы клиенты не перебегали на территорию конкурентов, ведь именно в этом направлении расположена вторая канатная дорога!
DSC_4754

Ни пробираться по удобренной дорожке в дырявых кроссовках, ни штурмовать полосу препятствий с фотоаппаратами на шеях мы не решились, развернулись на сто восемьдесят градусов и, ещё раз миновав ресторанную часть, продолжили своё путешествие в восточном направлении. Вскоре деревья с северной стороны расступились, и перед нами предстал соседний хребет. Это, если не ошибаюсь, Главный Кавказский хребет. В районе Геленджика он ещё не сильно внушительный, но удаляясь на юго-восток более чем на тысячу километров, он расширяется до 180 километров в поперечнике и имеет в своём составе такие вершины как Эльбрус (высота около 5600 метров) и Казбек (высота 5000 метров).
DSC_4758

За баррикадами аттракционов отыскалась дорога уводящая в лес. Конюшни тут тоже были, правда с одним единственным верблюдом (интересно, как его сюда доставили?), который не смог в одиночку загадить дорогу до непроходимого состояния, так что мы беспрепятственно продолжили свою разведку.
DSC_4762

Кстати, никакой дикой живности на своём пути мы так и не повстречали. Единственный попавшийся зверь — здоровенный ночной мотылёк, да и то — попался он нам не в горах, а во дворе нашей гостиницы. Я когда его первый раз увидел, натурально подумал, что это какая-то местная колибри — зверь умело зависал перед цветком и явно кормился нектаром. Подробности строения пугливой твари в надвигающихся сумерках было не разглядеть, при этом зверь со страшной скоростью работал крыльями, а размер фюзеляжа имел с ладонь. Я незамедлительно метнулся за фотокамерой и один приличный снимок-таки сделал. Тут и выяснилось, что зверь был насекомой.
DSC_4362

А в горах — никакой самобытной фауны. Может местные обитатели тоже только к ночи выползают. Дальше дорога раздваивалась, мы выбрали уводящую вверх каменистую тропу и продолжили восхождение.
DSC_4763

Ветви деревьев смыкались над тропинкой сплошным пологом, на флангах произрастали какие-то кусты с гнусного вида ягодами. Есть предположение, что это дикая слива, известная широкой общественности под именем тёрн (страх перед которым так ловко симулировал Братец Кролик).
DSC_4765

Тропинка привела нас к подножию одной из вышек сотовой связи, мы сделали ещё несколько кадров и засобирались обратно, хотя так и подмывало пойти посмотреть, куда ведёт соседняя тропинка. Но время здорово нас поджимало.
DSC_4768

DSC_4772

Алексей гордо возвышается над пропастью! 🙂
DSC_4777

DSC_4769

Спускаемся.
DSC_4784

Позади на вершине видно чёртово колесо, а чуть правее на возвышенности стоит посещённая нами вышка.
DSC_4791

DSC_4797

Алексей убыл этим же вечером, а я отправился в аэропорт на следующее утро. Мой самолёт ещё даже не вылетел из Москвы, но чемоданное настроение уже не позволяло оставаться в номере. Первое, что я почувствовал выйдя на улицу — сильный пронизывающий ветер. Как позднее выяснилось, ветер этот называется бора и характерен для осенне-зимнего периода. Сразу закрались опасения, что это может отразиться на пунктуальности авиатранспорта. И точно, уже в здании аэропорта поползли слухи, что самолёт задерживают в Москве из-за фактической погоды на месте прибытия (т.е. у нас в Геленджике). Уж не знаю, насколько эти причины соответствовали действительности, но самолёт и в самом деле опоздал на пару часов. Тонкость в том, что взлётно-посадочная полоса аэропорта Геленджик одним торцом упирается в горы, а другим — в море. «Упирается в горы» звучит конечно более сурово, чем есть на самом деле, но суть именно в этом – самолёты всегда садятся со стороны моря и взлетают также в сторону моря, т.е. с противоположными курсами, тогда как обычно курсы взлёта и посадки совпадают, но тут свои коррективы внёс рельеф. Так вот дующий с гор ветер посадке только способствовал, а вот взлетать с сильным попутным ветром было уже сложнее, как нетрудно догадаться, это обстоятельство способно ощутимо увеличить длину разбега воздушного судна. Перед нашим самолётом успешно приземлились рейсы авиакомпаний Россия и Уральские Авиалинии, приземлились и остались ждать погоды, а ЮТэйр-овский борт дальновидно сел в Анапе. В зале ожидания скопилась толпа, и желающих выпустили на свежий воздух – в огороженный загон на перроне. Вскоре приземлился и борт ВИМ Авиа, который должен был доставить меня в Домодедово. Прождали ещё пару часов, наш самолёт загрузили чемоданами, но мы так и стояли на перроне. Уральцы, которые пригласили своих пассажиров на посадку ещё несколько часов назад, видимо решили-таки никуда не лететь, и выпустили их обратно. А когда к нашему самолёту подъехала чемодановозная машина, и у него открылись грузовые люки, я забеспокоился, что и нас постигнет та же судьба, и мы никуда сегодня не полетим. Однако один из пассажиров успокоился меня, сказав, что ВИМы взлетают всегда. Так и вышло, сначала под радостные возгласы улетел борт ГТК Россия, а потом пригласили на посадку и нас.

Выруливаем на ВПП.
DSC_4807

Хоть я и понимал прекрасно, что пилоты своё дело знают, но мандраж перед взлётом присутствовал, ветер-то так и не утих окончательно. Но взлетели без происшествий.
DSC_4812

Под крылом Толстый мыс (тот что с маяком).
DSC_4813

Что за аэродром, не знаю.
DSC_4818

Облака с эшелона смотрятся значительно красивее, чем с земли. Жаль, солнце светило в мою сторону.
DSC_4819

Подлетаем к Домодедово.
DSC_4827

DSC_4830

DSC_4843

Последние секунды перед касанием.
DSC_4850

Я дома! 🙂
DSC_4857

Горы произвели неизгладимое впечатление, есть в них что-то очень сильно притягательное. Теперь уже хочется вскарабкаться куда-нибудь повыше (хотя лично я сильно удивлюсь, если когда-нибудь обнаружу себя на высоте более 1000 метров над уровнем моря). Да и в самом Геленджике было бы интересно осмотреться повнимательнее. Пожалуй, вдругораз надо приезжать заранее, чтобы и с природами успеть ознакомиться, и на самом авиасалоне не метаться как ужаленному.

Все фото в большем разрешении можно посмотреть тут.

► В начало заметки


Comments are closed.