В минувший четверг нам случилось побывать в 344 ЦБП и ПЛС, где проходили учебно-тренировочные полёты. Но обо всём в хронологическом порядке.
Преодолев незначительные по меркам Ленинградского шоссе утренние пробки, мы добрались до находящегося в городе Торжке 344 Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации и после небольшого брифинга приступили к экскурсионной программе.
1. Первым номером в программе шёл вертолётный музей, но из-за стечения обстоятельств посетить его так и не удалось, и мы сразу отправились на тренажёрный комплекс. Данный комплекс служит для имитации полёта на вертолёте Ми-8 в условия максимально приближенных к боевым.
2. Центр управления тренажёром.
3. Обзор окрестностей обеспечивают восемь проекторов.
4. Окрестности, надо сказать, выглядят довольно реалистично. Здесь это не бросается в глаза исключительно из-за криворукости фотографа. 🙂
5. Про внутренности кабины и говорить не приходиться — аутентичность абсолютная! 🙂
7. После тренажёра мы сразу переместились на лётное поле, где полным ходом шла подготовка к предстоящим полётам.
15. Ми-28 в сегодняшних полётах не участвовали.
17. Зато участвовал самый большой из серийно выпускаемых транспортных вертолётов — Ми-26.
19. Экипаж Ми-26 состоит из 5 человек — четверо в кабине и один в… не знаю, как правильно сказать — в салоне? Или в грузовом отсеке?
22. Непосредственно перед началом тренировочных полётов, пойдя навстречу нашим просьбам, руководство Центра разрешило нам пересечь ВПП, чтобы встать спиной к солнцу. Тем самым от неминуемой гибели в контровом свете было спасено немало фотографий.
23. Ми-8 отправился на полигон, где должны состояться стрельбы. Хотелось попасть и туда, но в связи с особенностями регламента мероприятия решили остаться на лётном поле.
26. До сегодняшнего дня я даже не догадывался, что минирование можно производить и с воздуха. Жаль, минное поле было далековато — заснять процесс в подробностях не удалось.
27. После приземления экипажи меняются, и пара вертолётов снова уносится в голубые дали.
32. Ка-52 — тот самый «Аллигатор».
33. На соседнюю полосу выруливает Ми-26.
34. На фотографии трудно передать ощущения, возникающие, когда этот вертолёт находится рядом. Его пропорции превзошли все мои представления о возможностях в данной области.
35. Ми-26 отрабатывал висение в воздухе. Кстати автомата висения у него нет, есть только триммер.
37. Приземлился этот гигант довольно близко от нас, так что можно было в полной мере ощутить мощь воздушного потока, создаваемого тридцати двух метровым несущим винтом — чтобы оставаться в более-менее вертикальном положении, приходилось изо всех сил упираться ногами.
38. Сегодня фортуна была столь благосклонна, что в качестве средства доставки нас на полигон, где должны были пройти учения по тушению пожара с воздуха, выделили именно Ми-26.
39. Итак, мы устремились на полигон. На самом деле, вероятно, это не полигон, а обычное поле, полигоном же я его называю для пущей самобытности, так как настоящий полигон, где проводятся стрельбы и другие интересные вещи, находится в другом месте.
41. Про сам полёт стоит рассказать отдельно. Глядя с земли на спокойные и размеренные движения транспортного вертолёта, создаётся впечатление, что он медлительный словно старый перегруженный галеон. А между тем он способен развивать скорость почти 300 км/ч. В этом наглядно можно было убедиться попытавшись высунуться из открытого иллюминатора — встречный воздушный поток сбивал дыхание, а воздух казался плотным как вода и рвал камеру из рук. Хотя скорость наверняка была не максимальной.
42. За бортом проплывали вечерние пейзажи.
44. Серьёзный минус в этом путешествии ровно один — сокрушительный грохот двигателей. После сегодняшнего вояжа в ушах с непривычки звенело ещё сутки с лишним.
45. После посадки на полигоне из вертолёта выгрузили и закрепили на внешней подвеске водосливное устройство (ВСУ-15).
47. Забор воды из реки Тверца.
48. И сброс на специально разожжённый небольшой пожар. Хотя поток воды кажется лишь брызгами, впечатление это обманчиво — из водосливного устройства обрушиваются тонны воды. Вместимость данного ВСУ-15 — 15 тонн.
49. Вот так рождаются шедевры! 🙂
50. Салон нашего воздушного корабля. Сразу видно — всё самое интересное за бортом!
51. После четырёх заходов мы выгрузились из вертолёта и оставшуюся часть тренировки снимали с земли. На полигоне оказалась ещё одна достойная упоминания достопримечательность — комары! Столь же свирепые, сколь и многочисленные. Оказавшись в зоне досягаемости этих насекомых, приходилось отбиваться от них ежесекундно. Стоило отвлечься на что-нибудь другое, как во все неприкрытые одеждой участки сейчас же вонзались хоботы десятков кровососов. Никогда раньше не видел столько комаров в одном и том же месте, хотя бывалые путешественники говорят, что бывает и похуже! Вдругораз, пожалуй, нужно ездить на природы либо в скафандре пчеловода, либо густо умастившись специальными притираниями от насекомых. 🙂
55. В паре с Ми-26 работал и Ми-8 вооружённый более скромным ВСУ-5.
56. С земли сброс воды выглядит эффектнее.
57. Уже в сумерках тот же Ми-26 доставил нас обратно на лётное поле.
59. Трасса Е-95, на которой нам ещё предстоит постоять в удивительных ночных пробках. Где-то там за горизонтом Тверь и Москва.
Наш визит подошёл к концу. Впечатления остались самые наилучшие, а полёт на Ми-26 превзошёл все ожидания. Спасибо всем причастным за организацию этого выезда и возможность понаблюдать за учениями с предельно близкой дистанции. А лётчикам и всему составу 344 ЦБП и ПЛС спасибо за их работу — мы гордимся вами!
Подход и понимание, с которым отнеслись к организации мероприятия руководство и служащие Центра, а также представители пресс-службы Министерства обороны, хочется отметить особо. Практически все наши просьбы и предложения были удовлетворены, что позволило сделать немало удачных фотоснимков.
—
06.06.2013
Все фото в большем разрешении лежат тут.
Официальная версия репортажа с не менее интересными кадрами других участников этого марш-броска лежит на сайте Ruspotting.net.